Старинное название Холуницко-Троицкое

          Основано в 1591 году. Центр сельского округа В древней Руси существовали два вида монастырей. Одни располагались по границам государства и служили не только распространению христианства, но были и форпостами национальной обороны. Другого типа монастыри устанавливались в глубинах государства и служили, в основном, целям распространения христианства и московской государственности среди иноверцев и коренных народов. Вот к такому, типу и относились два вятских монастыря: Троицкий Холуницко-Верховятский и Екатерининский Верховятский.

          Троицкий монастырь был устроен на основании указа царя Федора Иоанновича, подписанного 17 марта 1591 года. Монастырь располагался на берегу реки Черная Холуница, приток реки Вятки, «на черном волоку», т.е. на древней сибирской дороге, на Кай. Вновь образованному монастырю было отдано на оброк большое количество земли, глухого леса от речки Иванцовки до речки Черной, а также оба берега Вятки от речки Соленой – правого притока Вятки до озера Высокого, с речками и озерами, с рыбной ловлей Земли эти были изъяты из пользования местных крестьян, в основном, удмуртов. Располагались монастырские владения верстах в девяноста от города Слободского.

          Первым игуменом-строителем монастыря был Евфимий. В переписи 1629 г. Ивана Борисовича Доможирова и подьячего Ивана Кокушкина, дающей нам множество сведений о населенных пунктах того времени, есть подробнейшее описание обеих церквей Троицкого монастыря, имевшихся в них более пятидесяти икон и другой церковной утвари. Да книг печатанных в них имелось более двух десятков, причем отпечатанных в Москве и Литве. Есть учесть, что книги стоили тогда очень дорого, это значит, что монастырь был не беден.

          В описи указаны и пашни и монастыря, и строения: «двор, съезжая изба, келарская, монашеские кельи, колокольница, скотники, квасильня, ледник и прочие строения». За монастырем числилось 5 деревень и 7 починков: деревни Ивашки Трухина, Ерофейки Пермина, Ивашки Плаксина, на высоком поле и Пыжовская, починки Федора Тюрикова, Останки Костылева, Фрола Пигелева, Ивашки Гущина, Поповка и др. Среди их жителей упоминаются такие фамилии, как Вылегжанин, Палицын, Пермяков, Торопов, Ушаков, Штянников, Шентяков и др.

          К 1654 г. Монастырь имел уже 50 дворов, где проживало 54 человека мужского пола, а к 1725 г. – 104 крестьянских двора, в которых жило 384 души мужского пола. В этом году, 22 июня, последовал указ императрицы Екатерины 1 о закрытии Холуницко-Троицкого монастыря и объединении его с мужским монастырем города Слободского. Сохранилось подробное описание на момент его объединения, в нем, в частности, имеются такие сведения: «А скота явилось: уезжалых меринов и кобылиц и молодых подростков 10; рогатого скота, коров и быков и молодых подростков 7, овец 15…Заводов: меленка мутовочная на Невыче речке и то мелет про монастырский обиход, а постороннего молотья не бывает. Рыбных ловель с Соленыя речки вверх по Вятке реке по обе стороны и по Холунице речке куреи, озер и истоков (речек) – 11… В том монастыре обывателей было: духовных – строитель 1, казначей – 1, рядовых монахов – три. Светских служителей: трудников, которые работают на всяких монастырских службах из хлеба и ношебного платья (за пропитания и одежду) 14 человек, наемных работников - 2, а окромя наемных – 19…» Все вотчинные земли с деревнями и крестьянами перешли в ведение государства.

          Но в ноябре 1727 г. Последовал указ юного царя Петра 2 Алексеевича о возврате всех наделов и вотчинных земель Холуницко-Троицкому монастырю, и он снова стал самостоятельным до… указа императрицы Екатерины 2 1764 года, когда Троицкий монастырь опять был закрыт и теперь уже был ликвидирован навсегда. Монахов вывели в мужской монастырь г. Слободского, а крестьян передали в коллегию Экономии, т.е. государству.

          Все монастырские строения поверстаны и приходские и переданы в приход рядом, в полуверсте расположенного села, которое стало приходским Холуницко-Троицким. Крестьяне, принадлежавшие Холуницкому Троицкому монастырю, как тогда было заведено, молились в монастырских церквях. Но в округе проживало 14 семей черносошных государственных крестьян, которым на богомолье приходилось ездить в ближайшие села Вобловицу (Полом) или Сырьяно-Всехсвятское. И вот эти 14 семей и спросили разрешения на постройку своей церкви и организацию своего прихода. Было это в 1619 году. Первую деревянную церковь, как и монастырскую, освятили во имя Живоначальныя Троицы. Село входило в Холуницкий стан Слободского уезда. В уже упоминавшейся переписи 1629 года тоже дано подробное описание этой сельской церкви и проживавших в приходе людей. Упомянуты поп Тихон Негодяев, дьячок Ивашко Шитов, бобыли Тренка Пушкарев, Микифорко Елкин, Пятунка Радуков, Лучка Шипицын, Семейка Бернатов, в кельях нищие Феклида и Улитка, пономарь Гаврилка Гулев да просвирница Федосица и др. Приход, расположенный в малонаселенной лесистой местности, в глухомани, почти не имевшей пахотной и луговой земли, рос очень медленно. В 1745 году в нем было всего 27 дворов.

          Из-за ветхости сельская церковь была закрыта после объединения монастыря и села, и монастырская была обращена в приходскую. Но 4 мая 1787 года она сгорела. Старая деревянная к тому времени была уже разобрана. Приход был закрыт. Прихожан причислили к Иванцевскому приходу. Люди, конечно, этим были недовольны. И тогда в сентябре 1790 года крестьянин Григорий Козлов из починка Воронинского едет в Вятку с прошением о разрешении строительства новой деревянной церкви. Вятский епископ Лаврентий 2 дает храмозданную грамоту, и в селе построили новую деревянную Троицкую церковь с теплым приделом во имя святителей Василий Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Но 16 июля 1802 года и эта церковь сгорела. 18 сентября того же года выборный от крестьян Алексей Катаргин с прошением едет в Консисторию и получает храмозданную грамоту Вятского преосвященного Амвросия на строительство каменной церкви.

          Строить начали в 1804 году, когда в приходе было 56 дворов (209 мужчин и 184 женщины). В годы строительства служил здесь энергичный священник Иоанн Помосов. Церковь была закончена строительством и освещена в 1816 году. А в начале 50-х годов 19 века были построены дома для церковнослужителей. Приход оставался малочисленным и бедным, поэтому сюда, как правило, посылали проштрафившихся священников. Здесь пролегал знаменитый Кайский тракт, так что многие жители подрабатывали на перевозках. В Воронье имелась ямская почтово-пассажирская станция.

    О.Виноградов   

    Фото с. Троицы 2010 г.